Седмица 2-я Великого поста

Седмица 2-я Великого поста

 Об освобождении Болгарии Россией

«Крымская война практически была войной объединенной Европы против России, заступившейся за православных на Ближнем Востоке и за святые места. И Россия потерпела поражение в той войне. Можете себе представить ситуацию, в которой было принято решение об ее участии в освобождении Болгарии? Вся Европа была против. Надо было преодолеть это «дипломатическое эмбарго» с тем, чтобы принять решение об участии русских войск в освобождении Болгарии. Россия не посмотрела на Европу: движимая своей любовью к болгарскому народу, хоть и, еще раз скажу, будучи ослабленной в результате предыдущей войны, не имея никакой политической поддержки в мире, она начала борьбу за освобождение болгар. Это великий пример того, как духовная, культурная, религиозная солидарность превозмогают политический прагматизм.

Болгарию освободила Россия — не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия. И хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать ссылки на участие иных стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решения о начале войны с османской Турцией. Мы — за историческую правду, ее мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать.

Я очень прошу Вас сделать все для того, чтобы память о героической роли Русской Церкви, Болгарской Церкви и русского народа сохранялась в болгарском обществе вне зависимости от политической конъюнктуры.

Если, говоря о дружбе, мы забываем о жертвах, которые понесены в связи с освобождением Болгарии, то эти слова перестают иметь значение. Я знаю, что у Болгарии есть заинтересованность развивать двусторонние отношения с Россией. И эти отношения должны использовать великий духовный, исторический, культурный, религиозный потенциал, который существует в отношениях между нашими странами. Давайте вместе делать все для того, чтобы этот потенциал работал для лучшего будущего России и Болгарии. Мы любим Болгарию и болгарский народ вне зависимости от политической конъюнктуры».

Встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви
с Президентом Республики Болгария

 

Об отношениях между Русской Православной и Болгарской Православной Церквями 

«Русская и Болгарская Церкви имеют очень долгую историю братских отношений. Именно потому, что наши народы в большинстве своем православные, из-за того, что наши народы имеют много общего в культуре и даже языке, Болгария всегда воспринималась в России как братская страна. История убедительно подтверждает этот тезис. Я приеду в связи с празднованием 140-летия освобождения Болгарии, и мне хотелось бы сказать, что именно Русская Церковь, совершая молебны почти во всех храмах России за страждущий болгарский народ, сформировала общественное мнение, которое повлияло на принятие политических решений относительно участия России в военных действиях на Балканах. Трудно сказать, было ли готово тогдашнее российское правительство к тому, чтобы без поддержки снизу, без общенародной поддержки пойти на такие жертвы. Десятки тысяч погибли, десятки тысяч были искалечены, лишились здоровья, и эта жертва была объяснена самым главным и сильным аргументом – мы отдаем жизнь за наших единоверных братьев. Как бы ни складывалась политическая конъюнктура, — а она складывается по-разному, как по-разному складывались политические отношения России и Болгарии, — отношения между Русской и Болгарской Церквями всегда были и остаются братскими и самыми теплыми. Достаточно сказать, что когда возникла так называемая болгаро-греческая схизма и Болгарская Церковь не признавалась в семье Поместных Православных Церквей, то в 1945 году решающим стал голос Русской Православной Церкви в защиту Болгарской Церкви, который и привел в конце концов к признанию автокефалии Болгарской Церкви мировым Православием. А в 1953 году такой же решающий голос Русской Церкви содействовал признанию Болгарского Патриархата, который, как известно, в свое время прекратил свое существование из-за политики Турции. После 1953 года в течение 8 лет нужно было убеждать некоторые Православные Церкви, чтобы Болгарский Патриархат был признан всеми. И здесь я не могу не вспомнить имя своего учителя митрополита Никодима, человека хорошо известного в Болгарии, по крайней мере в то время, который очень много сделал для того, чтобы склонить Поместные Православные Церкви к безоговорочному признанию Болгарского Патриархата».

2 марта. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла корреспондентам болгарских СМИ.

 

О работе с молодежью в Церкви

«Проблема молодежи существует. Все-таки большинство молодых людей не посещает храмы, — это очевидно. Но количество активной молодежи в Церкви растет. Мы считаем, что работа с молодежью сегодня является приоритетом для Русской Православной Церкви, и предприняли конкретные шаги, которые помогают нам усилить работу среди молодежи. Так, мы провели в России реформу приходской жизни. Мы настаиваем на том, чтобы в приходах — на каждом приходе или по крайней мере тех, где есть материальные возможности, были, помимо священника, диакона и церковнослужителей, люди, ответственные за молодежную, социальную, миссионерскую работу. И мы не просто провозгласили принцип, что в каждом приходе должны быть активисты, – мы создали систему их подготовки. В наших высших учебных заведениях появились факультеты и курсы, на которых мы готовим таких специалистов. Не каждый человек может пойти учиться специально по этой профессии, люди чаще всего совмещают приходскую работу с какой-то другой, но, тем не менее, они нуждаются в получении образования. Поэтому мы создаем также краткосрочные курсы обучения и повышения квалификации мирян, которые работают в социальной, молодежной, образовательной сферах. Какие-то успехи у нас уже есть — еще очень небольшие, но все-таки могу назвать несколько цифр. Так, молодежный актив города Москвы, то есть молодые люди, которые активно участвуют в церковной жизни, – это более 8 тысяч человек. Но вокруг этих восьми тысяч еще бОльшая группа молодежи, поэтому мы говорим о десятках тысяч молодых людей, которые принимают активное участие в церковной жизни города Москва.

Но это, опять-таки, меньшинство в отношении к общему количеству молодежи. Главная проблема заключается в том, что общее развитие современной цивилизации не предполагает в ней места для Бога. Речь идет о безбожной, внерелигиозной цивилизации, которая, кстати, сама себя наполняет различными ценностями. Чаще всего это бывают ценности ложные, идолы, как Вы сказали. Эти идолы очень привлекательны для молодежи, — привлекательнее, чем для людей зрелых, у которых уже выработался жизненный опыт, так что они могут отличить одно от другого, хорошее от плохого. Молодые люди очень часто отдают дань моде и начинают поклоняться идолам.

Конечно, работа с молодежью сегодня непростая, но я глубоко убежден в том, что это самый важный приоритет в церковной деятельности. Мы должны научиться работать с молодежью, в том числе через Интернет, через социальные сети. У нас многие священники занимаются проповедью в Интернете и соцсетях, – иногда очень успешно, иногда, на мой взгляд, не совсем правильно. Не люблю, когда священники стараются говорить на языке молодежи, употребляя сленг. Не надо мимикрировать под молодежь, — нужно просто нести молодым те идеи, которые будут для них привлекательны, научиться говорить понятным для них языком. Вот в этом задача священника и задача Церкви».

2 марта. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла
корреспондентам болгарских СМИ

 

О преподавании теологии в вузах

 

«В течение десятилетий атеизм, по понятным причинам, исключал всякую возможность обсуждать тему присутствия теологии в системе высших учебных заведений. Даже в позднесоветские годы, когда многие гуманитарии фактически занимались богословскими проблемами, последние маскировались под философские, филологические исторические. Помню свои разговоры на эту тему с профессором Аверинцевым, который, как вы знаете, был, в том числе, прекрасным богословом и занимался специфически богословскими проблемами. Но ведь и он никогда не обозначал свои исследования как богословские, хотя по сути они были таковыми, — приходилось мимикрировать под другие виды знания.

В странах, где не было богоборческих режимов, никому и в голову не приходило отрицать научность теологии как важной части общегуманитарных знаний, — даже в так называемом социалистическом лагере. Когда мне приходилось бывать в Германской Демократической Республике, я посещал богословские факультеты университетов, встречался с профессорами и докторами богословия, в том числе с теми, кто занимал государственные должности. В ГДР никаких вопросов относительно целесообразности присутствия теологии в системе высших учебных заведений не возникало. А вот в Советском Союзе сама постановка этого вопроса была невозможна.

В прошлом году, как вы знаете, была защищена первая кандидатская диссертация по теологии. Это событие, небольшое само по себе, стало историческим, потому что было первым в высшей школе постсоветского времени. Таких исследований ежегодно должно быть, конечно, в десятки раз больше. Необходимо издание новых книг, справочных и учебных пособий по теологии для разных уровней высшей школы, в том числе при государственной поддержке. Государство поддерживает теологию, как любую другую область научного знания. Вопрос «зачем нужна теология?» звучит не менее абсурдно, чем вопрос «зачем нужна философия?» или «зачем нужна психология?».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла
на заседании Высшего Церковного Совета
28 февраля 2018 года