ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ
1-й день
По милости Божией 17 прихожан нашего храма во главе с настоятелем, отцом Виктором посетили Святую Землю c 16 по 23 февраля 2016 г. Паломничество началось сразу же из аэропорта Бен-Гурион. Первая остановка была в городе Лидда, в котором родился св. вмч. Георгий Победоносец. Посетили греческий храм во имя его, построенный в 1872 г. на останках древней церкви (527-555 гг.). На мраморной плите гробницы теплится неугасимая лампада, маслом от которой нас помазывал батюшка. Последнее время на этой плите стало проявляться миро. В храме находится десница св. Георгия.
Недалеко от Средиземного моря расположен город Яффа (Иоппия) – один из самых древних городов на земном шаре. Он уже существовал до всемирного потопа и, по преданию, построен Иафетом, одним из сыновей праведного Ноя.
Возле Яффы был построен ковчег, в котором Ной спасся от потопа. В Яффе св. ап. Петр воскресил благосердую Тавифу. В городе есть подворье в её честь. На территории подворья находится храм во имя св. ап. Петра с высокой колокольней, которую видно из любой точки Яффы. Мы поклонились месту погребения праведной Тавифы, где сохранилась мозаика еще с византийских времен, и набрали песочка с ее могилки.
Нас поразил красивый сад с фруктовыми деревьями, множеством птиц (павлинов, попугаев), казалось, что мы попали в маленький цветущий рай, где слышна музыка света, цвета и веры.
Затем наша группа отправилась в Старый город Иерусалима. Вошли в него через Яффские ворота. Главной целью был Храм Воскресения или Храм Гроба Господня. В нем находятся два бесценных сокровища: скала Голгофа и погребальный вертеп Спасителя. В этом Храме тысячи сердец обрели и будут обретать утешение; это самый соборный из всех храмов, ибо в нем не одна христианская община проводит свое служение Богу. Здесь молятся верующие разных конфессий: православные, католики, армяне, копты, сирийцы, эфиопы. Единственный вход в храм, называется Святыми вратами.
Они почти всегда открыты; ключи хранятся у мусульманских привратников. На правой стороне Святых врат арабская надпись: «Вкуси, поклонник, истинного наслаждения: войди в радость Господа, во многообильное светом небо – матерь церквей!», а на левой: «Войдите, странники, в обители Господа, в гроб жизни, где благодать обитает и благословенный свет не иссякает».
На одной из колонн, почти при самом основании её, слева от Святых врат, видна трещина, о которой предание гласит, что в 1549 г. из этой колонны вышел Благодатный огонь для православных греков, которые, были удалены из храма армянами, но напрасно армяне дожидались благодати.
Божественный огонь рассек колонну и явился Православному Патриарху, который стоял возле этой колонны. С тех пор ни одна конфессия, кроме православной, не претендует на первенство получения Благодатного огня. Монахиня Дария рассказала нам о главных святынях храма Гроба Господня. Мы с благоговейным трепетом подходили к ним: Святая Голгофа, Камень Миропомазания, Святая Кувуклия - место Гроба Господня, Часовня Главы Адамовой, Придел св. Иоанна Крестителя, Придел равноапостольной царицы Елены. Это самый глубокий и удаленный придел храма – здесь Св. Елена обрела крест, на котором был распят Христос, Придел св. Лонгина сотника.
В конце первого дня мы разместились в отеле «Холи Лэнд», в г. Вифлееме (Палестинская территория). Хозяин отеля отец Спиридон, очень гостеприимный, все предусмотрено для паломников: уютные номера с большими лоджиями и кондиционерами. В отеле есть небольшая комнатка человек на 30, где батюшка может поисповедывать и где группой можно почитать правило к причастию.
2-й день
Рано утром мы отправились в Базилику Рождества Христова, которую называют еще сердцем Вифлеема. Вифлеем находится в восьми километрах к югу от Иерусалима, в переводе с древнееврейского означает «Дом хлеба». Именно он стал местом рождения Хлеба Жизни – Господа нашего Иисуса Христа.
Главная святыня храма Рождества Христова – вертеп, который находится под главным алтарем. Туда ведут две лестницы, устроенные по бокам алтаря. Сама пещера имеет 12 м в длину и 3 м в ширину, в ней могут разместиться во время службы не более 70 человек. Место Рождества Христова обозначено серебряной звездой с латинской надписью: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Ниша освящается 15-ю серебряными лампадами. Над ней устроен престол, на котором поочередно совершают богослужения православные и армяне.
В нескольких шагах от престола вниз ведут три ступени к католическому престолу, где находились ясли, куда был положен родившийся Богомладенец. Напротив святых яслей еще один престол, посвященный трем волхвам, на котором обычно и совершаются богослужения. Пещера освящается многочисленными лампадами, принесенными в дар. К вертепу прилегает подземная галерея со многими другими пещерами: пещера Иосифа, где праведник получил повеление от Ангела бежать со Святым Семейством в Египет; за ней следует пещера, где погребены многие из убиенных Иродом Вифлеемских младенцев. Сейчас в храме Рождества Господь являет верующим зримое чудо. В субботу 6 (19) октября 1996 г., в день ап. Фомы, начались чудотворения от святого образа Спасителя, расположенного на одной из мраморных колонн. Лик на иконе открывает и закрывает глаза, временами из них текут слезы, от образа исходит сияние и благоухание. Господь являет человечеству, как неверующему Фоме, явные доказательства Своего бытия, давая ему, быть может, последний шанс на спасение.
В двухстах шагах к востоку от греческого монастыря есть небольшая пещера, принадлежащая францисканцам, - грот Богоматери, или Молочная пещера, в которой укрывалась Пречистая Матерь от преследования Ирода перед бегством в Египет. Существует предание, что когда Богородица кормила Святого младенца, одна из капель ее молока упала на пол, и в тот же миг вся пещера сделалась белой. Теперь порошок из этой пещеры помогает бесплодным семейным парам обрести дар чадорождения. Есть стенд со множеством фотографий счастливых родителей с малышами, которым помогла эта святыня.
Далее мы отправилась в Иерусалим. Но прежде нашим батюшкам о. Виктору и о. Корнилию необходимо было попасть на приём к Блаженнейшему Патриарху Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилу III, чтобы получить разрешение (благословение) послужить в храмах Святой Земли. Патриарх принял всю нашу группу. Нас пригласили в большой зал человек на 100, где на стенах висели картины на библейские темы и иконы. Больше всего поразила икона св. преп. Серафима Саровского – она находится справа от трона Патриарха, большая, во весь рост, с частичками его мощей. Удивительно, но батюшка Серафим незримо сопровождал нас всю поездку: каждый день обязательно в одном из храмов мы встречали его икону!
Патриарх сказал много теплых слов в адрес православных паломников: «Вы не просто туристы, вы отличаетесь тем, что поклоняетесь святыням, причащаетесь. Паломничество – это духовный оазис, откуда можно получить Благодать Божью». Он сказал, что чувствует нашу поддержку, когда наши батюшки молятся в Вифлееме, Иерусалиме. «Ваше паломничество является поддержкой для народа Божьего - православных арабов, проживающих на Святой Земле. Православная Церковь Христова собирает верующих, как курица своих цыплят, которых согревает любовью и светом. Единство всех наших поместных церквей объединяет кровь Христова, пролитая за нас». Мы подходили под Благословение Патриарха и вместе с ним сфотографировались.
Из резиденции Патриарха мы направились к Гефсиманским (Львиным) воротам Старого города, откуда началось наше пешее паломничество. Произвела огромное впечатление Вифезда, по-еврейски Дом милосердия (больница) – это евангельская Овчая купель, где в одном из притворов Спаситель исцелил расслабленного, который 38 лет лежал разбитый параличом.
Иисус сказал калеке: «Встань, возьми постель твою и ходи». Вифезда называлась Овчею купелью, потому, что приносимые в Иерусалимский храм жертвенные животные предварительно омывались в его воде. Мы даже не представляли, какую большую площадь занимает Вифезда! Она представляет собой два больших резервуара глубиной до 13 метров и размерами 40 х 50 метров.
Паломники в Иерусалиме стремятся пройти Страстным, или Крестным путем, по которому некогда шел на Голгофу Господь наш Иисус Христос. На этом пути отмечено девять остановок совершенных Спасителем. В XVI в. улица получила название Via Dolorosa (Дорога Скорби). И нам тоже предстояло пройти этим горестным путем, каждый в руках держал свой деревянный крест, прикладывая его к святым местам этой улицы. Во время движения пели тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Наши остановки:
Первая остановка. Место бичевания. Прежде здесь был дом воинов Пилата. С 1838 г. по просьбе французского короля Людовика Филиппа место это передано во владение францисканцам, которые построили или, точнее, обновили бывшую на нем древнюю церковь. Отсюда монахи ордена каждую пятницу начинают крестный ход к Голгофе. В этой церкви на месте бичевания – открытый алтарь; под ним на мраморном помосте отмечено черным кругом место, омоченное бесценной кровью нашего Спасителя. Росписи на стенах и цветные витражи, изображают сцены бичевания Христа, а также Понтия Пилата, умывающего руки.
Вторая остановка. На той же улице расположена арка, перекинутая через всю улицу. Эта арка означает то место, откуда Пилат показывал народу обагренного кровью и одетого в багряницу поругания с терновым венцом на голове Спасителя со словами: «Се, Человек!». Пилат говорил народу и первосвященникам, что не находит за Иисусом никакой вины и хочет после наказания отпустить Его, ибо по обычаю в честь праздника Пасхи следовало освободить одного узника. Здесь же находится темница, в которой недолгое время находился в заключении Сам Господь. В углублении скалы видна каменная скамья с двумя отверстиями, в которые опускались ноги заключенного и сковывались внизу цепью. Теперь эта темница обращена в часовню, и в ней теплится лампада перед образом «Спаситель во узах». Здесь у арки «Се Человек» Иисус Христос подъял Свой Крест и двинулся дальше, сгибаясь под его тяжестью, к месту распятия.
Третья остановка. Примерно через 200 шагов, при повороте улицы Скорби налево, стоит обломок большой колонны, обозначающий место первого падения нашего Искупителя под тяжестью Креста. В XIX в. здесь построена небольшая часовня, принадлежащая Армянской патриархии.
Четвертая остановка. Недалеко от этого места на улицу Скорби выходит небольшой переулок. Предание говорит, что Матерь Божия, не успев в своем намерении попросить за сына у Пилата, выйдя от него, поспешила этим переулком как кратчайшим путем навстречу Своему возлюбленному Сыну и, видя Его окровавленного и падающего под тяжестью несомого Им Креста, сама лишилась чувств, - исполнилось впервые предреченное старцем Симеоном пророчество: «И Тебе же Самой душу пройдет оружие» (Лк.2, 35).
С этой Страстной улицы путь поворачивает направо мимо красивого дома евангельского богача, с одной стороны и дома Лазаря - с другой стороны. Как часто здесь, у святых камней Иерусалима, предание объясняет Священное писание и позволяет лучше узнать красоту и возвышенность евангельских слов!
Пятая остановка. Пройдя не более восьми шагов вправо и поднимаясь в гору, мы увидели в стене камень другого цвета, с углублением. Это место, где произошла встреча Господа нашего Иисуса Христа с Симоном Киринейским. Симон шел в город с поля, то есть от Судных врат, и воины, ведшие Иисуса, принудили Симона разделить со Спасителем тяжесть Его ноши. Этот человек, помогающий Богочеловеку нести Крест искупления, напоминает о великой истине: мы должны также нести крест скорби, если хотим, чтобы это святое орудие вольных страданий Сына Божия сделалось для нас древом искупления: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф.16 ,24).
Шестая остановка. Шагах в двадцати от места, где «задеша понести Крест Симону Киринейскому», находится дом Вероники. Будучи проникнута сердечной жалостью, эта женщина сняла с головы покрывало и, безбоязненно подойдя к Божественному Страдальцу, подала его Ему. Господь наш Иисус Христос, чтобы вознаградить ее за доброе чувство и поступок, отерши пот и кровь с чела, оставил на покрывале Свое Божественное изображение и отдал покрывало Веронике. На месте дома Вероники стоит небольшая церковь, в которой находится ее могила.
Седьмая остановка. Примерно в 100 шагах от дома Вероники обозначается место второго падения Спасителя под тяжестью Креста. Сейчас здесь оживленный торговый перекресток. Далее Крестный путь Иисуса Христа подходит к городским воротам, которые называются Судными вратами, так как здесь обычно читали приговоры осужденным на смерть, а затем выводили их для совершения казни за город – к Лобному месту, или Голгофе. До глубины души тронул рассказ нашего гида, что в этом месте был оглашен приговор Спасителю, и до сих пор в память об этом событие стоит колонна, на которой был вывешен этот приговор. Переступая порог Судных врат, осужденный человек подходил к ступеньке синедриона. Если кто-то из членов синедриона заступался за осужденного, то казнь откладывалась. Так было учинено и со Спасителем мира, но за Господа ни один из членов высшего иудейского суда не вступился!
На месте древней городской стены и Судных врат, разрушенных в 70 г. по Р.Х. римлянами, усилиями руководителя Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) был построен храм во имя благоверного великого князя Александра Невского. Рядом с ним в древней каменной стене находится так называемое «игольное ушко» - узкое отверстие, служившее для прохода овец. Отверстие настолько узкое, что даже очень худой человек едва может пройти сквозь него. Для нас это было поразительным открытием!
Восьмая остановка. Пройдя еще несколько десятков шагов от Судных врат по той же улице в гору, паломники достигают восьмой остановки, обозначающей место, где Спаситель, обратясь к следовавшим за Ним с плачем женщинам, сказал: Дщери иерусалимския, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших! (Лк.23, 28). Их плач и был лишь выражением земной печали. Господь наш Иисус Христос не хотел оставить печальных без назидания и высшего утешения даже у самой Голгофы. В своих словах Он обратил внимание этих жен на собственные грехи, научая оплакивать их в покаянии; ибо если невинный Агнец понес столько страданий за грехи всего мира, то, несомненно, и сами грешники должны понести заслуженное наказание.
Девятая остановка. Третье место падения Господа нашего Иисуса Христа, уже у самой Голгофы, отмечено римской колонной при входе в коптский монастырь. В 15 шагах отсюда находится храм Воскресения Господня с Божественной Голгофой внутри.
Ежегодно в Великую пятницу в память о страстях Господних и Его Крестном пути православные совершают торжественный и скорбный крестный ход от претории до Голгофы. Сначала в небольшом подвальном храме совершается литургия. Затем все выстраиваются в процессию: каждый из богомольцев держит в руках свечу и крест, за хоругвями, монашествующими и священством архиерей несет большой крест, который все поддерживают или, по крайней мере, стараются хотя бы раз к нему прикоснуться. На каждом месте, где Спаситель останавливался или падал, процессия тоже останавливается, и совершается лития.
В этот день нам предстояло побывать также на горе Сион. На этом месте некогда стояла первая христианская церковь – сионская. Здесь была та «велия, постлана, готова» горница, в которой совершалась Тайная вечеря и Спаситель омыл ноги ученикам Своим, предсказав им Свои вольные страдания и утверждая их в вере и любви. Отсюда Он вышел с учениками в Гефсиманский сад. В этом месте Господь вторично явился, чтобы уверить ап. Фому в Своем воскресении. Здесь на место отпавшего предателя Иуды был избран Матфей, а в день Пятидесятницы сошел Дух Святой на апостолов в виде огненных языков. На этом месте евангелист Иоанн совершал первую литургию для Пресвятой Богородицы; здесь обитала около 24-х лет Пресвятая Богоматерь под кровом первой церкви Своего Сына, здесь же было и Ее преславное Успение. На месте Успения Пресвятой Богородицы в начале ХХ в. возведена католическая базилика, которая имеет вид неприступной крепости, с высокой колокольней в виде башни и большим храмом. Внутри храма находится крипта со скульптурой усопшей Богородицы, искусно выполненной из дерева и слоновой кости. А перед Успением Богородицы, святые апостолы, рассеявшиеся по всему миру для проповеди Слова Божия, чудным образом на облаках были перенесены на Сион, чтобы проститься с Нею и достойно совершить погребение пречистого Ее тела. Погребение происходило в Гефсимании, где были уже похоронены родители Пресвятой Богородицы.
3-й день
Нам предстояло отправиться в двухдневную поездку по северу страны в район Галилейского озера. Первое место поклонения - гора Фавор, на которой произошло Преображения Господне.
Она расположена в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря. Описание Преображения Господня содержится у трех Евангелистов, кроме Иоанна, причем все описания схожи. Само же название горы Фавор в Евангелии не упоминается. Есть упоминание в Евангелии от Матфея и Марка о “горе высокой”. Прежние паломники поднимались на священную гору пешком. В IX в. на нее вела гигантская лестница в 4340 ступеней. Теперь до вершины можно доехать на местном такси.
В монастырском храме на горе Фавор хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, которая украшена приношениями людей - серебряными изображениями частей рук, ног и даже фигурки всего тела человека. В раму иконы по всему периметру вставлены фотографии исцеленных. Тут же — письма о чудесах, дарованных Божией Матерью.
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
В этот день мы побывали в Назарете, в котором прошли детство и юность Иисуса Христа, поэтому Его называли «назарянином». Назарет – священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь произошло чудо: Архангел Гавриил сообщил Благую весть Матери Божией. Расстояние от города Назарета до святого колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение Богородице. Пришла она по воду, и как только почерпнула своим водоносом, ангел невидимо возгласил: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!" Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: что значит этот голос, который слышала, но никого не видела? Пришла она в свой дом, села за прялку. Тогда явился Архангел Гавриил явно и сообщил ей о рождении Христа.
В наше время источник находится в черте города Назарета, над ним стоит греческий православный храм, освященный во имя святого Архангела Гавриила. В нем есть небольшая пещерка, где можно напиться святой воды и набрать с собой. В Назарете находится Базилика Благовещенья – одна из самых величественных католических церквей Святой Земли, современная по архитектуре, она накрывает собой дом и место, где жило Святое семейство. Кругом мозаики, посвященные Деве Марии, они украшают галереи и стены - это дары христианских общин всего мира. Здесь Образы Богоматери - Уругвайская и Корейская, Словацкая и Боливийская, Ватиканская и Украинская, причем с чертами лица соответствующих национальностей. Рядом мастерская, где отрок Иисус помогал Иосифу Обручнику в плотницком деле. Иисус иногда делал из дерева птичек, и они оживали в его руках. Поэтому у христиан есть обычай выпускать из клеток певчих птиц и белых голубей именно на Благовещенье.
Наш дальнейший путь лежал в Кану Галилейскую, здесь Иисус Христос совершил первое чудо – превращение воды в вино на свадьбе. Кана Галилейская – небольшая арабская деревушка на пути из Назарета в Тиверию. Это место упоминается в Библии (Иоан. 2:1; Иоан. 2:11). Здесь построен католический храм и считается, что брак, заключенный в этом храме, самый счастливый и надежный.
4-й день
В этот день мы посетили Магдалу, или подворье Марии Магдалины в Тверии – тихий пасторальный уголок русского православия на берегу Тивериа́дского озера (современное название Кинерет). С шумной улицы мы попали в тихий дворик, вниз идут ступеньки к Храму Святой Марии Магдалины. Он был построен в 1962 году на территории, купленной в 1908 году главой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом. Церковь стоит на месте, где Иисус Христос изгнал из Марии семь бесов. Здесь находятся три целебных источника, один из них – радоновый.
Затем мы побывали на Горе Блаженств. Она названа так потому, что именно здесь произнёс Иисус свою нагорную проповедь, в которой каждая её часть начиналась со слова «Блаженны». Здесь он избрал 12 апостолов. Отсюда открывался вид на Геннисаретское озеро, его часто называют Галилейским морем, а древние евреи звали Кинерет - Арфа, по характерному очертанию берега.
На берегу Галилейского моря расположен греческий православный монастырь. Это одно из мест, где развивались Евангельские события. Здесь Иисус любил уединяться, звучали его проповеди, здесь на служение Господу были призваны Апостолы и происходили чудеса - исцеление больного и тёщи Петра, слуги сотника. На этом месте во времена Иисуса был город Капернаум, который упоминается в Евангелии. Греческая церковь Собора Двенадцати апостолов была построена в 1930-х гг. В Греции, купола обычно синего цвета, а на этом храме - красные. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы.
В конце дня мы приехали в Табху, где Иисус Христос совершил чудо. На этом месте он накормил 5000 своих последователей пятью хлебами и двумя рыбами. В честь этого события и был построен Храм Умножения хлебов и рыб в 1882 г. католиками-бенедиктинцами на фундаменте византийской базилики IV века.
5-й день
Рано утром мы направились к Гробнице Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Храм находится под землёй. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Здесь находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Наши батюшки о. Виктор и о. Корнилий в этот день служили, а мы причащались.
Гефсиманский сад, Гефсиман (греч.- букв. «масличный пресс») - масличный сад расположен у подножия горы Елеон.
В нижней части сада растут восемь древних олив, ровесниц Иисуса Христа. В этом саду Христос молился Отцу перед Своими страданиями (Мф. 26:36—46). На камне, где он молился, когда Иуда пришел предать Его, теперь стоит францисканский храм ("Всех наций"). В храме мы увидели священное место на полу - капли кровавого пота Христа растопили камень и прошли насквозь. Так же недалеко на участке Русской Духовной Миссии находится, Храм Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся св. мощи преподобномучениц вел. Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары.
Программа пятого дня была очень насыщена. Мы отправились в Лавру Саввы Освященного – родоначальника палестинского монашества, единственная обитель Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем около 484 года. Это один из древних общежительных монастырей. За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. Монастырский устав запрещает вход женщин в монастырь, а также в нем нет, и никогда не было электричества.
Затем мы посетили Монастырь пророка Елисея - греческий мужской монастырь. В нем находится смоковница - дерево, на которое влез богатый, но маленького роста иудей Закхей, чтобы увидеть Господа Иисуса Христа. Эта смоковница до сих пор стоит зелёная и приносит плоды.
В конце дня состоялся один из самых главных моментов нашего паломничества, – Литургия у Гроба Господня. Около 23 часов ночи с субботы на воскресение водитель отвез нас к Старому Городу и мы самостоятельно пошли к Храму Воскресения. Заходим через Дамасские ворота. Ночью эти улочки кажутся тихими и спокойными. А днем здесь множество торговых точек, как на обычном восточном базаре. Однако есть своя особенность: многие из них, которые ближе к Храму, специализируются на продаже св. распятий из дерева, крестиков, четок, св. икон всех размеров, наборов свечей, ладана, ароматных масел…
Около полуночи открываются двери, и мы заходим во двор Храма, вымощенного камнями, а затем и в сам Храм. Первое, что видим, – это камень помазания, на который после снятия с креста положили тело Спасителя самые близкие ему люди (не оставившие Его в часы страданий и смерти), помазали ароматными маслами и завернув в плащаницу, подготовили к погребению. Сколько слёз было пролито здесь над телом нашего Господа! Поток этих слёз не иссяк за более чем две тысячи лет. Над камнем, закрытым в наши дни красной мраморной плитой, висят большие греческие лампады. Многие женщины выливают на камень благоухающее нардовое масло в память о Спасителе. На этом месте с ужасом понимаешь, насколько испорчена грехом наша природа человеческая! Господь воплотился в человеческом теле ради того, чтобы указать нам путь спасения, а Его не узнали, не приняли, всячески гнали и оскорбляли, мучили так, что Пресвятое тело Спасителя, после смерти положенное на камень помазания, представляло собой сплошную рану от нанесенных ему ударов.
От одного понимания того, что вот здесь, в нескольких метрах от меня, находятся св. гора Голгофа (справа от камня помазания, если стоять спиной ко входу) и св. Кувуклия с пещерой Воскресения (налево от камня помазания), душа наполняется необыкновенными ощущениями: благоговением, благодарностью, трепетом, а также большим сомнением, что все это происходит со мной. Может, на этом самом месте стояли Пресвятая Богородица и жены мироносицы во время казни Спасителя, с ужасом и скорбью смотрели на Его муки и смерть? А вот здесь, возможно, стояли римские воины, охранявшие гроб Христов, и ставшие свидетелями чуда Воскресения?
До начала службы у нас была возможность не торопясь подойти ко всем святыням храма и помолиться. У Гроба Господня почти никого не было, только греческие монахи готовились к службе. Литургия служилась на греческом языке, но все главные ее моменты нам были понятны. Чаша с Телом и Кровию Христа ставится на трехдневное ложе Спасителя, освящается и выносится для приобщения Святых Тайн участникам ночного служения. Идем вслед за священниками вокруг Кувуклии.
«Символ веры» поет весь храм. Слышнее всего русские слова - нас здесь большинство. И это незабываемое, нежное и просительное: - Кирие, елейсон, Кирие, елейсон - «Господи, помилуй». Столько раз слышанная Причастная молитва - Верую, Господи, и исповедую... звучит здесь совершенно особо. Причащают у алтаря храма Воскресения. Эта ночь будет стократно и благодатно вспоминаться! Ну разве это не чудо?! По Милости Божией мы причастились у Гроба Господня!
6-й день
6-й день также был очень насыщен. Долгая поездка через иудейскую пустыню, посещение православных монастырей. Смена пейзажа поразительна: переезжаешь зеленую Масличную гору - и реально оказываешься в пустыне. Голые желтые горы спускаются на 1200 метров за 25 километров пути: от 826 метров Масличной горы до -430 уровня Мертвого моря. В пустыне, в ущельях расположены древние монастыри, по преданию именно там зародился обычай отшельничества как таковой.
Первым был монастырь прп. Георгия Хозевита и пещерный Храм Илии Пророка. Подъем на осликах. В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав имел всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец.
Все кельи, часовни и церкви монастыря расположены на отвесной очень высокой скале над глубоким ущельем. Дух захватывает, как это высоко и так близко небо! Поднявшись в монастырь, мы попадаем в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения от гостеприимного игумена монастыря иеромонаха Антония.
Второй - Монастырь Герасима Иорданского очень древний. Основан в V веке. Герасим хотел быть отшельником и жить в одиночестве, но у него было очень много учеников, которые следовали за ним. Герасим основал монастырь с очень строгим уставом, который включал в себя более 70 правил аскезы, например, полное запрещение приема пищи, кроме причастия, в течении всех 40 дней великого поста. Однако потом монастырь много раз разрушался. Потом был вовсе заброшен и восстановлен только в конце ХIХ века, снова заброшен, когда территория отошла Иордании, и снова восстановлен в 1976 г. В монастыре сохранена подземная церковь. По преданию она еще древнее монастыря и восходит ко временам апостолов, потому что в этой пещере Святое Семейство останавливалось во время бегства в Египет. В монастыре мы узнали трогательную историю о том, как исцеленный преподобным Герасимом лев, испытывая к своему спасителю огромную благодарность и пораженный его святостью, пошел за ним в монастырь и остался там “послушником”. Причем довольно неплохим, несмотря на опасения братии. Хищник выполнял важное задание по снабжению монастыря пресной водой из Иордана в компании верблюда и ослика. После смерти преподобного Герасима лев от тоски издох на его могиле. В монастыре есть икона, на которой изображен святой Герасим со львом.
Дальше путь лежит к месту истинного крещения на реке Иордан. Библейское название места – Бейт Маавар. Здесь три с половиной тысячи лет назад народ Израиля во главе с Иисусом Навином вброд перешел через реку Иордан и вступил на Землю Обетованную после Сороколетних скитаний по пустыне. Еще несколько лет назад это место было доступно только с иорданской стороны, а со стороны Израиля были заминированные поля, и потому было построено другое место омовения выше по течению (Ярденит).
Но мы едем к месту истинного крещения. Несколько лет назад здесь все-таки разминировали поля и сделали подъезд к воде. Оборудовали специальные мостки, где можно окунаться, только в специальных белых рубахах, которые здесь же продаются. В этих священных водах наша группа приняла «второе крещение».
Омовение для паломников совершается недалеко от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера. Реками в Библии именуются только великие реки, такие как Евфрат; мелкие реки называются потоками и ручьями; и только об Иордане говорится не иначе, как «воды Иорданские». Несмотря на незначительную ширину, Иордан - основная водная артерия Израиля и Иордании.
Еще один монастырь - Каранталь - Гора Сорокадневного Искушения и Сорокадневый монастырь – здесь Господь сорок дней постился и был искушаем дъяволом. В часовне под престолом сохранился камень, на котором молился Господь. Мы опоздали, так как приехали к 16 часам, а монастырь открыт до 14 часов, но дьякон Онуфрий, пожалел нас и открыл ворота.
С балкона над бездонной пропастью открывался потрясающий вид на Иорданскую долину, Иерихон и Мертвое море. Дьякон Онуфрий оказался очень интересным собеседником немного говорит по-русски и знает про нашего президента Путина.
7-й день
Посетили Горний женский монастырь, который находится в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он возник благодаря стараниям архимандрита Антонина (Капустина).
Первый каменный храм возвели в 1882 г. и освятили через год в честь Встречи Божьей Матери с праведной Елисаветой. Позднее ради спасения сестёр обители от эпидемии холеры в Палестине здесь стала особо почитаться Казанская икона Божьей Матери, а храм стали именовать в её честь. Справа от входа в церковь находится святыня – камень, на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Строительству третьего храма помешала Первая мировая война. Он был достроен позднее и сегодня Храм Всех Святых в земле Российской просиявших красуется золотыми куполами и виден издалека.
Во второй половине дня мы молились в Православном храме на месте дома св. правед. Симеона Богоприимца. Его могила находится в боковом левом приделе храма. Это пустая могильная яма (мощи, давно были перенесены в Константинополь, а ныне, унесенные при разграблении города крестоносцами, находятся в городе Загорье, в Хорватии).
Затем наша группа приехала в Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Участок, на котором он расположен, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Но часовня Вознесения («Стопочка»)осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман, которые берут плату за вход и позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня. Главная святыня часовни (капеллы) - камень, на котором сохранился отпечаток стопочки Иисуса, внутри нет ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась эта стопа Господа. Чудо: камень не стирается от прикосновения к нему множества рук.
Наш гид рассказал интересные подробности: 24 марта 1894 г. Архим. Антонин умер. Он завещал похоронить себя в Вознесенском храме. После его смерти на Елеоне начала складываться женская монашеская община. Колокольня монастыря во имя Иоанна Крестителя, за свою статность получившая название «Русская свеча», возвышается над местностью на 64 метра. Её большой колокол весом в 308 пудов и диаметром в 2 м 13 см был отлит в России и привезен в 1885 году морским путём в Яффу. Арабские рабочие отказались от его перевозки, и монахини вручную в течение семи дней катили его до обители. А это более 60 км! Елеон обрёл русский глас!
В конце дня мы молились у Гробницы Четверодневного Лазаря, расположенной в Древнем селении Вифания. Сейчас здесь находится арабская деревня Эль Азария. Христиан в нем практически не осталось, кроме немногочисленных клириков храмов. С древних времен здесь проходила дорога из Иерихона в Иерусалим. Господь часто бывал здесь потому, что это была родина Его любимого друга Лазаря и сестер Марфы и Марии. Сердце взволнованно билось, когда мы опускались к гробнице святого Лазаря. Чудо воскрешения Лазаря никого не оставляет равнодушным: ведь он прожил после чудесного воскрешения еще 30 года, служил епископом на острове Кипр, где и скончался.
Мое сердце переполняют воспоминания и впечатления от паломничества!
Мы все очень благодарны нашему батюшке отцу Виктору за организацию поездки на Святую Землю, Монахине Дарии сопровождавшую нашу группу за ее профессионализм, терпение, предупредительность и внимание к нам во время паломничества, и рабе Божье Анне за активную помощь в подготовке паломничества.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
Елена Харченко