БЕСЕДА ГОСПОДА НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ (см.: Мф, гл. 24–25; Мк 13, 1–36; Лк 21, 5–36)

БЕСЕДА ГОСПОДА НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ (см.: Мф, гл. 24–25; Мк 13, 1–36; Лк 21, 5–36)

Признаки конца мира и Второго Пришествия Христова 

Страшный суд. Монастырь Высокие Дечаны, СербияСтрашный суд. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

В тот же день вечером, возвращаясь из храма, ученики обратили внимание Иисуса: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» В ответ Господь сказал: «Все это будет разрушено и камня на камне здесь не останется». Когда они по дороге в Вифанию взошли на Елеонскую гору, с которой открывается величественный вид на Иерусалим, ученики спросили Иисуса: «Скажи нам, когда это будет? И какие будут признаки конца мира и Твоего пришествия?» Господь указал им следующие знаки:

«Народ восстанет на народ, и царство на царство, и будет голод, болезни и землетрясения. Вас будут предавать на мучения и убивать, и вас будут ненавидеть все за имя Мое, но претерпевший же до конца спасется. По причине умножения грехов во многих охладеет любовь. Евангелие Царствия будет проповедано по всему миру, как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец.

На святом месте будет мерзость идолопоклонства. И тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и никогда больше не будет. Тогда лжехристы и лжепророки будут своими ложными знамениями и чудесами прельщать людей, и если удастся, то и верующих. Но Второе Пришествие Сына Божия будет не тайным и прикровенным образом. Оно будет, как молния, которая видна во мгновение во всех концах земли. Сын Человеческий (то есть Господь Иисус Христос) явится во славе, и Ангелы Его громогласною трубой соберут к Нему всех людей».

Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах 

«Но о том, когда это будет, не знает никто, ни Ангелы небесные, а только один Отец Мой. И поэтому бодрствуйте и ждите, потому что не знаете, в который час придет ваш Господь.

Если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он сторожил бы свой дом и не дал бы вору проникнуть в него. Поэтому и вы будьте готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда вы Его не ждете».

Ожидая прихода Христа, необходимо должным образом подготовиться к Его приходу. Господь рассказал такую притчу:

«Небесное Царство будет подобно десяти девам, участвующим в свадебной процессии. С зажженными светильниками они должны были встречать жениха. Пять из них были мудрыми, а другие пять неразумными. Неразумные девы взяли светильники, но не взяли для них масла, а умные вместе со светильниками взяли и масло в кувшинах. Жених задержался, и они все заснули. Около полуночи раздался крик: “Жених идет! Выходите встречать его!” Девы проснулись и поправили свои светильники. Глупые стали просить мудрых: “Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут”. “Нет, — ответили те, — если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите себе”. Когда же глупые девы пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Позже вернулись и остальные девы и стали просить: “Господи! Господи! Открой нам!” Но жених ответил: “Истину говорю вам: я не знаю вас”». Елей, который каждый человек должен приготовить к приходу Спасителя, — это добрые дела. Без этого елея — добрых дел — человек навечно останется во мраке греха и лишит себя радости общения со Своим Господом.

Притча о талантах 

Бог каждому человеку вручает Свои дары, которыми тот должен послужить Богу и ближним. Господь пояснил это в притче:

«Христос поступает как человек, который, отправляясь в далекую страну, поручает своим слугам свое имение. Одному он вручает пять талантов (талант как денежная единица равнялся двадцати шести килограммам серебра), другому два, другому один, каждому по его силе. Вручив им эти деньги, он удалился. Слуга, получивший пять талантов, пошел, пустил их в дело и приобрел еще пять талантов. Точно так же поступил и получивший два таланта и приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал в землю серебро своего хозяина. Спустя долгое время хозяин тех слуг вернулся и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес вырученные деньги и сказал: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне, вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Я испугался, пошел и зарыл талант твой в земле. Вот, возвращаю тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: “лукавый раб и ленивый! Если ты думаешь, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, то тем более тебе надлежало пустить мои деньги в оборот, чтобы, когда я вернусь, ты мог отдать мне их с прибылью. Итак, заберите у него талант и дайте имеющему десять талантов, а негодного раба выбросьте вон, во тьму, туда, где будет плач и скрежет зубов”».

Талант, то есть дар Божий, это не только какие-либо наши исключительные способности. Все, что мы имеем — время, силы, здоровье, — имеем от Бога и за то, как мы распорядимся этими дарами, будем отвечать на Страшном Суде перед Богом.

Притча о Страшном Суде 

Икона Страшный суд, фрагментИкона Страшный суд, фрагмент

О том, как будет проходить Страшный Суд над всем человечеством, Господь рассказал в притче:

«Когда Сын Человеческий придет в Своей Славе и с Ним все Ангелы, тогда Он сядет на престоле и перед Ним соберутся все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов. Овец Он поставит по правую сторону от себя, а козлов — по левую. Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: “Придите ко Мне, благословенные Отцом Моим, наследуете Царство, приготовленное вам еще от создания мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приняли Меня в своем доме; Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня”. Тогда праведные скажут: “Господи, когда мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?” Царь скажет им в ответ: “Говорю вам истину: так как вы сделали это одному из меньших Моих братьев, то сделали Мне”. Тогда Он скажет и тем, кто по левую сторону: “Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для диавола. Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”. Они тоже спросят: “Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе?” И Царь скажет им: “Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”. И они пойдут в вечное мучение, а праведники — в вечную жизнь».

Эта беседа произвела на апостолов огромное впечатление. Ожидание Второго Пришествия Христова вдохновляло их на проповедь и укрепляло в испытаниях. Апостолы ожидали пришествия Христова и готовили себя к нему. Ей, гряди, Господи Иисусе! — этой молитвой Христу заканчивает апостол Иоанн Богослов Апокалипсис, последнюю книгу Священного Писания.

Прошло несколько десятилетий после этой беседы Спасителя со Своими учениками, и в 70 году, после восстания иудеев и кровопролитной войны, Иерусалим был взят римскими войсками, и храм был стерт с лица земли. Так исполнились пророческие слова Спасителя о том, что на том месте не останется камня на камне. Разрушение Иерусалима и храма было страшным испытанием для всех иудеев. 

Разрушение Иерусалима. Д. РобертсРазрушение Иерусалима. Д. Робертс 

Конец святого города они переживали как конец мира, но христиане, помнящие пророческие слова Христа, воспринимали происходящее как прообраз будущих событий. В каждом столетии христиане бодрствуют и готовят себя к встрече с Господом, понимая, что Господь по Своему милосердию откладывает пока приход, оставляя нам время для покаяния. Только бы Он придя не застал нас неготовыми!